Кто танцует — живет долго

Кто танцует — живет долго
Фото: Мария Клецко
Ходить и танцевать в Южной Африке учатся одновременно. Танец сопровождает всю жизнь этих темпераментных людей. Они приветствуют новорожденных и провожают уходящих из жизни танцем. Чувство ритма в крови у всех африканцев. Когда слышу нарастающий звук барабанов, что-то откликается и внутри меня. Не иначе как отзывается сопричастность к этим замечательным мастерам танца.

Темп постепенно нарастает, и уже трудно устоять на месте, и не только мне. То слева, то справа замолкают тамтамы, а музыканты выбегают в центр круга и отплясывают замысловатые па.

Все зажигаются быстрым темпом музыки - равнодушных нет, как нет сценаристов и режиссеров, их заменяет врожденное чувство ритма и... вдохновение.

К сожалению, не все танцы можно увидеть воочию, но, тем не менее, давайте на минуточку представим себе дикую местность, где давным-давно разбили себе деревушку местные племена.

Вокруг королевского загона для скота (нхламбело) начинают собираться воины. Они уже одеты в праздничные боевые доспехи, а тела их покрыты леопардовыми шкурами, в волосах - разноцветные перья, в руках - копье и щит, обтянутый воловьей шкурой.

В этом танце воины просят короля выйти из нхламбело - вернуться к своему народу. Король (ингвеньяма) ждет, упрямится немного и соглашается. А пока воины исполняют свою часть танца.

Потом зазвучали тамтамы, ворота открываются, и перед подданными появляется их король. Все, кто только что танцевал, стали зрителями. Король танцует! Исполняет он танец льва, который может танцевать только ингвеньяма.

Потом в центре круга появляется черное животное - бык, козел, петух, - с которым расправляются, символизируя тем самым избавление от всех неприятностей в старом уходящем году, чтоб они не смогли перекочевать в новый год. Через час-другой женщины могут печь «красный пирог», заправленный кровью «черного животного». Он и будет главным угощением на новогоднем столе.

Мораны (воины) придают большое значение прическам. Если воин не приведет в порядок свои волосы, то значит, он не может собраться с мыслями в бою, теряет храбрость и отвагу и поэтому, скорее всего, будет убит. Вот и собираются ребята группами, помогают друг дружке заплетать косички, и это знак, что скоро воины возьмутся за копья.

Зато со своими девушками они обычно гуляют нечесаными. Девушки из других мест к ночному костру должны прийти со своим хворостом, таща его на себе. Молодежь собирается у костра и танцует часами. Девушки хлопают в такт в ладоши и вполголоса поют.

Когда из-за гор выходит полная луна, юноши устраивают танцы-состязания. Они часами подпрыгивают в одной точке у костра, «вытряхивая этим самым из себя дух детства», соревнуются в выносливости, помогая себе уханьем, которое подхватывает эхо, и ребята верят, что это боги отвечают им, подбадривают и призывают быть смелыми и выносливыми.

Есть танец, с помощью которого можно изгнать хворь. В случае какой-либо болезни или эпидемии люди танцуют у костра по ночам. Некоторые падают без сил, из носа течет кровь (потому и называют этот танец «танцем крови»). Старейшина контролирует ситуацию: упавших отпаивают настоями трав. Больные приходят в себя, успокаиваются и засыпают у костра, а утром просыпаются здоровыми.

Танцы вокруг деревенского очага - начало и конец любого мало-мальски важного для всей общины дела. И если дело не сугубо мужское, не касается войны или посвящения юношей, то в танцах участвуют и женщины. Сначала женщины лишь хлопают в ладоши, а затем, взявшись за руки, кружатся в хороводе. Время от времени одна из местных красавиц выбегает в круг, отплясывает там и возвращается к подругам.

Женщины надевают себе на руки и на ноги трещотки из высушенной дыни, в которые насыпаны сухие семена или камешки. В такт движения танцовщиц они издают таинственные щелкающие звуки, вторящие тамтамам.

Танец с горшками на голове можно увидеть на любом празднике в тсванской деревне. Жители других мест исполняют его, водрузив на голову страусиное яйцо. И редко бывает, чтобы оно упало на землю.

В танце охотников на страусов юноши наряжаются в шкуры и перья страусов, имитируют повадки птиц. Танцоры изгибают шею и прихорашиваются, начинают топорщить перья и подпрыгивать, повторяют повадки самцов страусов во время любовных игр.

Эта разыгранная ряжеными птицами пантомима выглядит очень ярко и красочно. И когда «страусы» увлекаются танцами, «охотники» выпускают в них стрелы. К лежавшим «жертвам» подбегают девушки с криками: «Мясо! Много мяса!»

Потом они благодарят «охотников», и начинается пиршество. Ну наконец-то стало понятно, как все происходит и откуда берутся страусиные яйца...

Но, увы, есть и такие деревни, где не услышишь барабанов, не увидишь танцев у костра или пышных ритуальных празднеств. «Мы слишком устаем днем и часто бываем голодны по вечерам, чтобы танцевать ночью».

Встретив Новый год, завершив трапезу, те, кто постарше идут отдыхать, а молодежь собирается у костра. Взявшись за руки, девушки в кожаных юбках-передниках и юноши в набедренных повязках бегают по кругу, славя богов, давших прошедший день.

Время от времени тамтамы замирают, останавливаются и танцоры, не разнимая рук. Но вот опять под звуки тамтама оживает хоровод. И кружатся, подпрыгивают, двигаются юноши и девушки всю ночь, чтобы утром, получив заряд бодрости, отправиться на работу и по своим делам. Это ж какое отменное здоровье надо иметь. Что значит тренировки!

Так что давайте танцевать невзирая ни на что! Ведь танец - это жизнь!

Поділися в соц мережах:

» » » Кто танцует — живет долго